Здоровое питание
является необходимым условием сохранения и укрепления здоровья детей,
устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды и способности
к обучению во все возрастные периоды их жизни.
В учреждениях для
детей и подростков, организующих питание, разрабатывается рацион питания,
предусматривающий формирование набора продуктов, предназначенных для питания
детей в течение суток или иного фиксированного отрезка времени.
На основании
сформированного рациона питания составляется примерное меню, включающее
распределение перечня блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных
изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник,
ужин, второй ужин).
Примерное меню
должно быть утверждено руководителем образовательной организации, а в случае
привлечения предприятия общественного питания,
примерное меню разрабатывается юридическим лицом или индивидуальным
предпринимателем, обеспечивающим питание в образовательном учреждении, и
согласовывается руководителем организации, в которой организуется питание
детей.
Основные требования к разработке меню для обучающихся
в общеобразовательных организациях
1. Примерное меню разрабатывается с учетом
сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой
калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам
обучающихся (7 - 11 лет и 12 лет и старше).
2. Необходимо
учитывать продолжительность пребывания обучающихся в общеобразовательном
учреждении.
3. С учетом
возраста обучающихся должны быть соблюдены требования по массе порций блюд, их
пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в пищевых веществах,
энергии, витаминах и минеральных веществах и распределению в процентном
отношении потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в зависимости
от времени пребывания в организации.
4. В примерное
меню рекомендуется включать следующую информацию: о количественном составе
блюд, энергетической и пищевой ценности, включая содержание витаминов и
минеральных веществ в каждом блюде. Подсчет суммарных объем блюд, содержание
пищевых веществ и энергии следует проводить по приемам пищи и в целом за день,
для дальнейшего анализа средних показателей за цикл. Обязательно приводятся ссылки на рецептуры
используемых блюд и кулинарных изделий в соответствии со сборниками рецептур.
Наименования блюд и кулинарных изделий, указываемых в примерном меню, должны
соответствовать их наименованиям, указанным в использованных сборниках
рецептур.
5. Рациональное
распределение энергетической ценности по отдельным приемам пищи для
школьников предполагает, что завтрак
должен составлять 20-25% от суточной калорийности, обед - 30-35%, полдник -
10%-15% соответственно. Допускается в течение дня отступление от норм
калорийности по отдельным приемам пищи в пределах +/-5% при условии, что
средний % пищевой ценности за неделю будет соответствовать показателям,
регламентированным действующими нормативным документами.
6. В примерном
меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в
один и тот же день или в последующие 2-3 дня.
7. Интервалы между
приемами пищи не должны превышать 3,5 - 4-х часов.
8. Питание
обучающихся должно соответствовать принципам щадящего питания,
предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких
как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с
раздражающими свойствами.
9. Для
дополнительного обогащения рациона питания детей микронутриентами в эндемичных
по недостатку отдельных микроэлементов регионах в меню должна использоваться
специализированная пищевая продукция промышленного выпуска, обогащенные
витаминами и микроэлементами, а также витаминизированные напитки промышленного
выпуска.
10. Завтрак должен
состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать
овощи, фрукты, ягоды, орехи, йогурты.
11. Обед должен
включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или
птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из
огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п. с
добавлением свежей зелени. В качестве закуски допускается использовать
порционированные овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат
можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи.
12. В полдник
рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели,
соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема.
13. Фактический
рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню. В
исключительных случаях допускается замена одних продуктов, блюд и кулинарных
изделий на другие при условии их соответствия по пищевой ценности.
14. Организации,
осуществляющие питание детей в организованных коллективах, должны размещать в
доступных для родителей и детей местах ежедневное меню основного
(организованного) питания на сутки для всех возрастных групп детей с указанием
наименования приема пищи, наименования блюда, массы порции, калорийности порции
и меню дополнительного питания с указанием наименования блюда, массы порции,
калорийности порции, а также рекомендации по организации здорового питания
детей.